PDF

Ключевые слова

боевые роботы, международное гуманитарное право, вооруженные конфликты, запрещение и ограничение применения роботов, ответственность за нарушение принципов гуманитарного права.

Как цитировать

ЮЛДАШЕВА, Г. (2025). ЮЛДАШЕВА Говхержан ВОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ РЕГИОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СФЕРЕ ВОДНЫХ РЕС УРСОВ. ВЕСТНИК ЮРИСТА, 4(2), 93–100. извлечено от https://yuristjournal.uz/index.php/lawyer-herald/article/view/1081

Аннотация

Настоящая работа посвящена исследованию водной дипломатии и международно-правового сотрудничества государств Центральной Азии в сфере управления трансграничными водными ресурсами. В условиях нарастающего водного дефицита, изменения климата, демографического роста и увеличения водопотребления, вопросы рационального и справедливого распределения водных ресурсов приобретают особую значимость. В статье рассматриваются ключевые международные и региональные правовые акты, такие как Соглашения 1992 и 1993 гг., деятельность Международного Фонда спасения Арала и его структур. Отдельное внимание уделено проблемам согласования интересов стран «верховья» и «низовья», институциональной неэффективности существующего механизма сотрудничества, а также потенциальным направлениям его реформирования. Делается вывод о том, что водная дипломатия становится важным инструментом предотвращения конфликтов, укрепления доверия и обеспечения устойчивого развития региона.

PDF

Библиографические ссылки

Каролина Милоу руководитель региональной программы Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ). https://dunyo.info/ru/central_asia/segodnya-vodno-klimaticheskaya-povestka-iz-faktora-nekogda-razobschavshego-gosudarstva-tsentralnoy-azii-stanovitsya-katalizatorom-regionalnogo-sotrudnichestva

Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников (Алма-Ата, 18 февраля 1992 г.). - URL: http://www.icwc-aral.uz/statute1_ru.htm

В соответствии со ст. 8 и 9 Соглашения 1992 года были сохранены принципы и объемы вододеления советского периода, рассчитанные на поддержание орошаемого земледелия в низовьях этих рек. В ведение МКВК в качестве ее исполнительных органов были переданы два бассейновых водохозяйственных объединения "Сырдарья" и "Амударья", созданные еще в середине 1980- х годов для управления межреспубликанским распределением водных ресурсов этих рек.

Соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально -экономического развития Аральского региона (Кзыл-Орда, 26 марта 1993 г.). - URL: http://www.icwc- aral.uz/statute13_ru.htm Участниками являются все пять государств Центральной Азии.

Решение Глав государств Центральной Азии - Межгосударственного Совета по проблемам бассейна Аральского моря о создании Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию от 19.07.1994г., Ашгабат. - URL: http://www.cawater-info.net/library/rus/ifas/10_ifas.pdf

Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикиста н, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о Статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций (Ашгабат, 9 апреля 1999 г.). - URL: http://www.icwc-aral.uz/statute3_ru.htm

В структуру МФСА входят также: Президент Фонда (один из глав государств Центральной Азии на ротационной основе), Правление (представитель от государств-учредителей МФСА на уровне заместителя премьера-министра), а также Исполнительный Комитет - постоянно действующий исполнительный орган, расположен в г. Ташкент.

Резолюция 63/133 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 11 декабря 2008 г. «Предоставление Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее» - URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/478/79/PDF/N0847879.pdf?OpenElement

Проекты в рамках Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на период 2011-2015 годы (ПБАМ-3) финансируются донорами: Всемирный банк, Азиатский банк развития, Швейцарское Агентство по развитию и сотрудничеству, Немецкое общество Международного сотрудничества. Официальный сайт МФСА www.ec-ifas.org

Совместное заявление Глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала от 28.04.2009 г., Алматы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cawater-info.net/library/rus/ifas/10_ifas.pdf

Рамочная конвенция об охране окружающей среды для устойчивого развития в Цен тральной Азии (Ашхабад, 22 ноября 2006 г.) - URL: http://cawater-info.net/library/rus/ca_convention_2006_ru.pdf Участники Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Туркменистан.

В соответствии со ст. 9 Конвенции Договаривающиеся Стороны сотрудничают в разработке Протоколов, устанавливающих правила и процедуры в частности, в отношении совершенствования национальных структур и создания региональной системы мониторинга качества вод в трансграничных водотоках, совместных действий по обеспечению надлежащего снабжения качественной питьевой водой; принятия мер и действий для предотвращения и снижения загрязнения вод.

Сторонами Конвенции Эспо являются Казахстан и Киргизия; Участниками Орхусской Конвенции являются Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан. В Конвенции о промышленных авариях из государств региона участвует только Казахстан.

Документ «Достижение и поддержание справедливого и разумного баланса в использовании общих водных ресурсов в бассейне Аральского моря. Предложение по модернизации нормативно - правовой базы управления трансграничными водными ресурсами бассейна Аральского моря», Региональный Центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. - URL: http://unrcca.unmissions.org (дата обращения - 15.08.2016).

Совершенствование управления водными ресурсами и трансграничного водного сотрудничества в Центральной Азии: роль природоохранных конвенций ЕЭК ООН. - Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций, Женева, 2012. ECE/MP.WAT/35 URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/water/publications/documents/Water_Management_Ru.pdf С. 13.

Соглашение между Правительством Республики Казахстан; Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья (Бишкек, 17 марта 1998 г.) - URL: http://www.cawater-info.net/library/rus/gov1.pdf и Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья от 17 марта 1998 года (Бишкек, 17 июня 1999 г.) - URL: http://www.cawater-info . net/library/rus/gov 1 .

Linn. J. F. Water-Energy Links in Central Asia: A Long-Term Opportunity and Challenge - URL: http:// www.brookings.edu

Торкунов, А.В., Орлов А.А. Проблема пресной воды. Глобальный контекст политики России. Аналитический доклад Института международных исследований МГИМО - Университет- М.: МГИМО-Университет, 2011. – С