PDF (Русский)

Keywords

боевые роботы, международное гуманитарное право, вооруженные конфликты, запрещение и ограничение применения роботов, ответственность за нарушение принципов гуманитарного права.

How to Cite

YULDASHEVA, G. (2025). YULDASHEVA Govkherjan WATER DIPLOMACY AND INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION OF CENTRAL ASIAN STATES IN THE FIELD OF WATER RESOURCES. LAWYER HERALD, 4(2), 93–100. Retrieved from https://yuristjournal.uz/index.php/lawyer-herald/article/view/1081

Abstract

This article explores the role of water diplomacy and international legal cooperation among Central Asian states in managing transboundary water resources. Amid increasing water scarcity, climate change, population growth, and growing water demand, equitable and sustainable water management becomes crucial. The paper analyzes key international agreements, such as those from 1992 and 1993, and examines the activities of regional bodies, particularly the International Fund for Saving the Aral Sea (IFAS). It highlights the challenges in reconciling the interests of upstream and downstream countries, institutional shortcomings in the current cooperation mechanisms, and the need for legal and structural reforms. The study concludes that water diplomacy is an essential tool for conflict prevention, trust-building, and promoting sustainable regional development in Central Asia.

PDF (Русский)

References

Каролина Милоу руководитель региональной программы Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ). https://dunyo.info/ru/central_asia/segodnya-vodno-klimaticheskaya-povestka-iz-faktora-nekogda-razobschavshego-gosudarstva-tsentralnoy-azii-stanovitsya-katalizatorom-regionalnogo-sotrudnichestva

Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников (Алма-Ата, 18 февраля 1992 г.). - URL: http://www.icwc-aral.uz/statute1_ru.htm

В соответствии со ст. 8 и 9 Соглашения 1992 года были сохранены принципы и объемы вододеления советского периода, рассчитанные на поддержание орошаемого земледелия в низовьях этих рек. В ведение МКВК в качестве ее исполнительных органов были переданы два бассейновых водохозяйственных объединения "Сырдарья" и "Амударья", созданные еще в середине 1980- х годов для управления межреспубликанским распределением водных ресурсов этих рек.

Соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально -экономического развития Аральского региона (Кзыл-Орда, 26 марта 1993 г.). - URL: http://www.icwc- aral.uz/statute13_ru.htm Участниками являются все пять государств Центральной Азии.

Решение Глав государств Центральной Азии - Межгосударственного Совета по проблемам бассейна Аральского моря о создании Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию от 19.07.1994г., Ашгабат. - URL: http://www.cawater-info.net/library/rus/ifas/10_ifas.pdf

Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикиста н, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о Статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций (Ашгабат, 9 апреля 1999 г.). - URL: http://www.icwc-aral.uz/statute3_ru.htm

В структуру МФСА входят также: Президент Фонда (один из глав государств Центральной Азии на ротационной основе), Правление (представитель от государств-учредителей МФСА на уровне заместителя премьера-министра), а также Исполнительный Комитет - постоянно действующий исполнительный орган, расположен в г. Ташкент.

Резолюция 63/133 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 11 декабря 2008 г. «Предоставление Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее» - URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/478/79/PDF/N0847879.pdf?OpenElement

Проекты в рамках Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на период 2011-2015 годы (ПБАМ-3) финансируются донорами: Всемирный банк, Азиатский банк развития, Швейцарское Агентство по развитию и сотрудничеству, Немецкое общество Международного сотрудничества. Официальный сайт МФСА www.ec-ifas.org

Совместное заявление Глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала от 28.04.2009 г., Алматы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cawater-info.net/library/rus/ifas/10_ifas.pdf

Рамочная конвенция об охране окружающей среды для устойчивого развития в Цен тральной Азии (Ашхабад, 22 ноября 2006 г.) - URL: http://cawater-info.net/library/rus/ca_convention_2006_ru.pdf Участники Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Туркменистан.

В соответствии со ст. 9 Конвенции Договаривающиеся Стороны сотрудничают в разработке Протоколов, устанавливающих правила и процедуры в частности, в отношении совершенствования национальных структур и создания региональной системы мониторинга качества вод в трансграничных водотоках, совместных действий по обеспечению надлежащего снабжения качественной питьевой водой; принятия мер и действий для предотвращения и снижения загрязнения вод.

Сторонами Конвенции Эспо являются Казахстан и Киргизия; Участниками Орхусской Конвенции являются Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан. В Конвенции о промышленных авариях из государств региона участвует только Казахстан.

Документ «Достижение и поддержание справедливого и разумного баланса в использовании общих водных ресурсов в бассейне Аральского моря. Предложение по модернизации нормативно - правовой базы управления трансграничными водными ресурсами бассейна Аральского моря», Региональный Центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. - URL: http://unrcca.unmissions.org (дата обращения - 15.08.2016).

Совершенствование управления водными ресурсами и трансграничного водного сотрудничества в Центральной Азии: роль природоохранных конвенций ЕЭК ООН. - Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций, Женева, 2012. ECE/MP.WAT/35 URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/water/publications/documents/Water_Management_Ru.pdf С. 13.

Соглашение между Правительством Республики Казахстан; Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья (Бишкек, 17 марта 1998 г.) - URL: http://www.cawater-info.net/library/rus/gov1.pdf и Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья от 17 марта 1998 года (Бишкек, 17 июня 1999 г.) - URL: http://www.cawater-info . net/library/rus/gov 1 .

Linn. J. F. Water-Energy Links in Central Asia: A Long-Term Opportunity and Challenge - URL: http:// www.brookings.edu

Торкунов, А.В., Орлов А.А. Проблема пресной воды. Глобальный контекст политики России. Аналитический доклад Института международных исследований МГИМО - Университет- М.: МГИМО-Университет, 2011. – С