Аннотация
Рассмотрены основания привлечения, функции педагога и психолога при осуществлении следственных действий с участием несовершеннолетних лиц в целях обеспечения соблюдения прав и интересов при проведении определенных следственных действий. Изучение указнных вопросов осуществлялось на анализе норм международного права: некоторых конвенций ООН и Модельного Уголовно-процессуального кодекса для государств участников СНГ, а также норм национального права. Дано определение понятию «педагог» в качестве педагогического работника и определен его правовой статус. Рассмотрены условия обязательного участия педагога или психолога при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Сформулированы предложения по совершенствованию уголовного процессуального законодательства, касающегося правового статуса «педагога» и «психолога» в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетнего.
Библиографические ссылки
1. Конвенция о правах ребенка. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
2. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). URL: ttps://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml
3. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Рядские руководящие принципы). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_prevention.shtml
4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
5. Уголовный Кодекс Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/111457
6. Уголовно-процессуальныйо Кодекс Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/111463
7. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка». URL: https://www.lex.uz/acts/1297318
8. Кашкет, Э.Г. Правовые и организационные проблемы производства по делам несовершеннолетних (по материалам Республики Узбекистан): автореферат дис. канд. юрид. наук / Э.Г. Кашкет. Ташкент, 1993.
9. Кулахметов А.Б. Психологические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых. Учебное пособие. Т., Академия МВД Республики Узбекистан. 2006. - 48 с.
10.Рамазонова Н. А. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. Автореферат диссертации доктора философии по юридическим наукам. Т, ТГЮУ. – 49 с.
11. Кадиров А. Вояга етмаган шахсларни жиноий жавобгарликка тортишнинг ҳуқуқий асослари. https://andijon.adliya.uz/main/uz/publikatsii/detail.php?ID=28014
12. Тетюев С. В. Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводстве // Судья. 2014. № 10. С. 32.
13. Раздрогин А.В. Проблемы правового регулирования статуса педагога и психолога на досудебном производстве по делам несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами // Современные проблемы права и управления. 5-я Международная научная конференция: сборник докладов. Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации; главный редактор: И. Б. Богородицкий, ответственный редактор: Ю. В. Киселевич. 2015. С. 121-124.
14. Юркевич М.А. Проблемы участия педагога (психолога) в производстве по уголовному делу с участием несовершеннолетних // Социосфера. 2014. № 2. С. 242-244.
15. Галдин М. В. Изменения в УПК РФ о педагоге // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 5. С. 17.
16. Макаренко И. А. Система тактических приемов допросов несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: дис. … канд. юрид. наук. Уфа, 1998. С. 108–109.
17. Курмаева Н.А. Проблемы назначения и производства комплексных психологических экспертиз по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 4. С. 206 – 215.
18. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. С. 96.