PDF (O'zbek)

Ключевые слова

право на благоприятную окружающую среду, участие общественности, общественные слушания, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), прозрачность, устойчивое развитие, управление окружающей средой, принятие экологических решений.

Аннотация

Право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду признается фундаментальным правом человека. Исследования показывают, что плохо реализованные процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) могут приводить к значительному экологическому и социальному ущербу. Участие общественности является ключевым фактором повышения эффективности ОВОС, способствуя прозрачности, улучшению качества принятия решений и снижению коррупционных рисков. В статье рассматриваются механизмы обеспечения права на устойчивую окружающую среду через эффективное вовлечение общественности в процесс принятия экологических решений, с особым акцентом на Узбекистан. Исследование выявляет основные проблемы, включая низкий уровень осведомленности общественности, слабую реализацию нормативных требований и отсутствие цифровой инфраструктуры для участия общественности, что в совокупности препятствует полноценному вовлечению граждан. В статье предлагаются практические рекомендации по совершенствованию организации общественных слушаний и расширению участия общественности через цифровизацию этого процесса. Укрепление участия общественности не только обеспечит право на благоприятную окружающую среду, но и будет способствовать устойчивому развитию и усилению мер по охране окружающей среды.

PDF (O'zbek)

Библиографические ссылки

Preventing disease through healthy environments: a global assessment of the burden of disease from environmental risks, A Prüss-Ustün, J Wolf, C Corvalán, R Bos and M Neira, World Health Organization 2018, https://www.who.int/publications/i/item/9789241565196.

Richard K. Morgan, “Environmental Impact Assessment: The State of the Art,” Impact Assessment and Project Appraisal 30, no. 1 (March 2012): 5–14, https://doi.org/10.1080/14615517.2012.661557.

Maisarah Makmor, Hafez Salleh, and Nikmatul Adha Nordin, “Ineffective Public Participation for EIA: The Cause of Environmental Issues in Malaysia?,” Journal of Surveying, Construction & Property 11, no. 1 (June 26, 2020): 83–96, https://doi.org/10.22452/jscp.vol11no1.8.

Anne N. Glucker et al., “Public Participation in Environmental Impact Assessment: Why, Who and How?,” Environmental Impact Assessment Review 43 (November 2013): 104–11, https://doi.org/10.1016/j.eiar.2013.06.003.

André P, Enserink B, Conner D, Croal P. Public Participation International Best Practice Principles. Fargo, USA: IAIA, 2006. 3 p.

Bobir Turdiev, Enhancing Environmental Transparency in Uzbekistan: Legal Perspectives from the Aarhus Convention Framework. The American Journal of Political Science Law and Criminology, 6(11), (2024): 27–34. https://doi.org/10.37547/tajpslc/Volume06Issue11-05.

Anne Shepherd and Christi Bowler, “Beyond the Requirements: Improving Public Participation in EIA,” Journal of Environmental Planning and Management 40, no. 6 (November 1997): 725–38, https://doi.org/10.1080/09640569711877.

Okhumode Yakubu, “Delivering Environmental Justice through Environmental Impact Assessment in the United States: The Challenge of Public Participation,” Challenges 9, no. 1 (February 28, 2018): 9, https://doi.org/10.3390/challe9010009.

Mohamed Hamdhaan Zuhair and Priya A. Kurian, “Socio-Economic and Political Barriers to Public Participation in EIA: Implications for Sustainable Development in the Maldives,” Impact Assessment and Project Appraisal 34, no. 2 (April 2, 2016): 129–42, https://doi.org/10.1080/14615517.2016.1176404.

UNEP, “Assessing Environmental Impacts: A Global Review of Legislation,” 2018, https://www.unep.org/resources/assessment/assessing-environmental-impacts-global-review-legislation.

Md Arif Hasan, Kh Md Nahiduzzaman, and Adel S. Aldosary, “Public Participation in EIA: A Comparative Study of the Projects Run by Government and Non-Governmental Organizations,” Environmental Impact Assessment Review 72 (September 2018): 12–24, https://doi.org/10.1016/j.eiar.2018.05.001.

Ўзбекистон Республикаси Конституцияси, янги таҳрирда, 49-модда, 2023 йил, http://lex.uz/docs/6445145.

Ўзбекистон Республикасининг “Экологик назорат тўғрисида”ги Қонуни, ЎРҚ-363-сон, 2013 йил, 6-модда.

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2020 йил 7 сентябрдаги 541-сонли қарори. https://lex.uz/docs/4984499.

Ўзбекистон Республикасининг “Жамоатчилик назорати тўғрисида”ги Қонуни, ЎРҚ-474-сон, 2018 йил, 10-модда.

Давлат экологик экспертиза маркази маълумотлари, 2024. https://eco-service.uz/public/pages/main_about_center2?lang=uz.

Правила проведения общественных слушаний, Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан, 6 августа 2021 года № 23901, https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023901.

United Nations, Treaty Series , vol. 1989, p. 309. Convention on Environmental Impact Assessment in a Transboundary Context.

Lobos, Victor, and Maria Partidario. "Theory versus practice in strategic environmental assessment (SEA)." Environmental Impact Assessment Review 48 (2014): 34-46.

Gazeta.uz, O‘zbekiston doimiy aholisining etnik tarkibi e’lon qilindi, 2021, https://www.gazeta.uz/oz/2021/08/19/population/.

Bobir Turdiev, Policy Development Through Normative Legal Acts in Uzbekistan: Actors, Procedures, and Practice. International Journal of Law and Criminology, 4(11), (2024): 23–41. https://doi.org/10.37547/ijlc/Volume04Issue11-04.

Перечень действующих санитарных правил, норм и гигиенических нормативов Республики Узбекистан (СанПиН РУз), 2019 г., https://gov.uz/ru/ssv/sections/view/6381.