Аннотация
Право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду признается фундаментальным правом человека. Исследования показывают, что плохо реализованные процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) могут приводить к значительному экологическому и социальному ущербу. Участие общественности является ключевым фактором повышения эффективности ОВОС, способствуя прозрачности, улучшению качества принятия решений и снижению коррупционных рисков. В статье рассматриваются механизмы обеспечения права на устойчивую окружающую среду через эффективное вовлечение общественности в процесс принятия экологических решений, с особым акцентом на Узбекистан. Исследование выявляет основные проблемы, включая низкий уровень осведомленности общественности, слабую реализацию нормативных требований и отсутствие цифровой инфраструктуры для участия общественности, что в совокупности препятствует полноценному вовлечению граждан. В статье предлагаются практические рекомендации по совершенствованию организации общественных слушаний и расширению участия общественности через цифровизацию этого процесса. Укрепление участия общественности не только обеспечит право на благоприятную окружающую среду, но и будет способствовать устойчивому развитию и усилению мер по охране окружающей среды.
Библиографические ссылки
Preventing disease through healthy environments: a global assessment of the burden of disease from environmental risks, A Prüss-Ustün, J Wolf, C Corvalán, R Bos and M Neira, World Health Organization 2018, https://www.who.int/publications/i/item/9789241565196.
Richard K. Morgan, “Environmental Impact Assessment: The State of the Art,” Impact Assessment and Project Appraisal 30, no. 1 (March 2012): 5–14, https://doi.org/10.1080/14615517.2012.661557.
Maisarah Makmor, Hafez Salleh, and Nikmatul Adha Nordin, “Ineffective Public Participation for EIA: The Cause of Environmental Issues in Malaysia?,” Journal of Surveying, Construction & Property 11, no. 1 (June 26, 2020): 83–96, https://doi.org/10.22452/jscp.vol11no1.8.
Anne N. Glucker et al., “Public Participation in Environmental Impact Assessment: Why, Who and How?,” Environmental Impact Assessment Review 43 (November 2013): 104–11, https://doi.org/10.1016/j.eiar.2013.06.003.
André P, Enserink B, Conner D, Croal P. Public Participation International Best Practice Principles. Fargo, USA: IAIA, 2006. 3 p.
Bobir Turdiev, Enhancing Environmental Transparency in Uzbekistan: Legal Perspectives from the Aarhus Convention Framework. The American Journal of Political Science Law and Criminology, 6(11), (2024): 27–34. https://doi.org/10.37547/tajpslc/Volume06Issue11-05.
Anne Shepherd and Christi Bowler, “Beyond the Requirements: Improving Public Participation in EIA,” Journal of Environmental Planning and Management 40, no. 6 (November 1997): 725–38, https://doi.org/10.1080/09640569711877.
Okhumode Yakubu, “Delivering Environmental Justice through Environmental Impact Assessment in the United States: The Challenge of Public Participation,” Challenges 9, no. 1 (February 28, 2018): 9, https://doi.org/10.3390/challe9010009.
Mohamed Hamdhaan Zuhair and Priya A. Kurian, “Socio-Economic and Political Barriers to Public Participation in EIA: Implications for Sustainable Development in the Maldives,” Impact Assessment and Project Appraisal 34, no. 2 (April 2, 2016): 129–42, https://doi.org/10.1080/14615517.2016.1176404.
UNEP, “Assessing Environmental Impacts: A Global Review of Legislation,” 2018, https://www.unep.org/resources/assessment/assessing-environmental-impacts-global-review-legislation.
Md Arif Hasan, Kh Md Nahiduzzaman, and Adel S. Aldosary, “Public Participation in EIA: A Comparative Study of the Projects Run by Government and Non-Governmental Organizations,” Environmental Impact Assessment Review 72 (September 2018): 12–24, https://doi.org/10.1016/j.eiar.2018.05.001.
Ўзбекистон Республикаси Конституцияси, янги таҳрирда, 49-модда, 2023 йил, http://lex.uz/docs/6445145.
Ўзбекистон Республикасининг “Экологик назорат тўғрисида”ги Қонуни, ЎРҚ-363-сон, 2013 йил, 6-модда.
Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2020 йил 7 сентябрдаги 541-сонли қарори. https://lex.uz/docs/4984499.
Ўзбекистон Республикасининг “Жамоатчилик назорати тўғрисида”ги Қонуни, ЎРҚ-474-сон, 2018 йил, 10-модда.
Давлат экологик экспертиза маркази маълумотлари, 2024. https://eco-service.uz/public/pages/main_about_center2?lang=uz.
Правила проведения общественных слушаний, Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан, 6 августа 2021 года № 23901, https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023901.
United Nations, Treaty Series , vol. 1989, p. 309. Convention on Environmental Impact Assessment in a Transboundary Context.
Lobos, Victor, and Maria Partidario. "Theory versus practice in strategic environmental assessment (SEA)." Environmental Impact Assessment Review 48 (2014): 34-46.
Gazeta.uz, O‘zbekiston doimiy aholisining etnik tarkibi e’lon qilindi, 2021, https://www.gazeta.uz/oz/2021/08/19/population/.
Bobir Turdiev, Policy Development Through Normative Legal Acts in Uzbekistan: Actors, Procedures, and Practice. International Journal of Law and Criminology, 4(11), (2024): 23–41. https://doi.org/10.37547/ijlc/Volume04Issue11-04.
Перечень действующих санитарных правил, норм и гигиенических нормативов Республики Узбекистан (СанПиН РУз), 2019 г., https://gov.uz/ru/ssv/sections/view/6381.